Поиск поставщиков и эффективное сотрудничество с ними — задача для новых и раскрученных интернет-магазинов. Расширяется ассортимент, разрываются деловые отношения, меняются цены, заключаются новые договоры — список поставщиков может меняться вне зависимости от опыта владельца. В сегодняшнем выпуске вы узнаете, где искать поставщиков и как с ними работать.
Самый очевидный способ найти поставщика — интернет. Можно с помощью поиска выйти на сайт компании, B2B-порталы или каталоги предприятий. Обратите внимание на узкоспециализированные оптовые компании, которые собирают в своем ассортименте однотипные товары от разных производителей, например:
Magdayana.ru — аксессуары, купальники, лосины;
Opt-list.ru — электроника;
Optrf.com — кальяны, аксессуары для курения и вейпа;
Мосцветторг — сеть баз и оптовый склад свежих цветов и т. п.
Не забывайте про доски объявлений вроде Avito.ru, uSlando.ru и региональные ресурсы (ngs.ru, e1.ru, tomsk.ru). Обратите внимание на сайт Optlist.ru, которы дает возможность размещать тендеры и участвовать в них.
Совет. Вполне возможно, что оптовые компании сами выйдут на вас, как только запустится магазин. Изучите их предложения, всегда пытайтесь договориться о привлекательной оптовой цене, и снизить общую стоимость.
Отличный способ выделиться на рынке однотипных товаров, но это непросто из-за стоимости, валютных колебаний и огромных усилий. Вы должны хорошо владеть языком, лично приехать к поставщику или встретиться с ним на выставке, а это расходы. Кроме того, вам могут отказать из-за недоверия или маленького объема заказа.
Еще одна проблема — растаможка. Если вы не специалист в таможенном праве, товар может увязнуть в бюрократических проволочках, из-за чего вы потеряете деньги и время. Больше о работе с иностранными поставщиками читайте тут.
Что касается НДС и необходимости отчисления налога, есть такие условия:
Совет. Несколько раз взвесьте все, и только потом отправляйтесь на переговоры. Многие иностранные поставщики и производители не доверяют российским магазинам, поскольку в прошлом имели негативный опыт сотрудничества с другими представителями.
О нем отдельно. Можно лично заниматься заказами из Китая с сайтов Aliexpress, Alibaba, Taobao, Dealextreme, но учитывайте, что в сравнении с внутренним рынком вы, как иностранец, получите наценку минимум в 30%. Старайтесь выходить на местные площадки.
Ищите того продавца, который заинтересован в сотрудничестве с вами. Если он проявляет безразличие, расставайтесь сразу и ищите другого. Сохраняйте все переписки, даже если работа завершена, для удобства созванивайтесь по телефону или в Skype.
Запросите образец, если товар пока нельзя купить и, при необходимости, оплатите доставку. Так можно найти достойный товар одним из первых.
Оплачивайте товар с помощью PayPal, где есть защита покупателя. Через Western Union вы деньги не вернете.
Не ведитесь на увеличение партии товара при первой покупке, даже при скидке в 5-7%. Начните с минимума, и постепенно увеличивайте количество единиц, напоминая о скидке.
Совет. Изучите форумы о покупках на китайских сайтах с реальными отзывами и рекомендациями, чтобы найти хороших продавцов. Если вы не хотите работать напрямую, но готовы переплатить, рассмотрите вариант сотрудничества с российскими компаниями, например, Bubox.ru.
Обязательно изучите оптовые базы, рынки, торговые центры, гипермаркеты, ярмарки выходного дня и распродажи в вашем городе, например, «Садовод», «Дубровка», «Москва в Люблино», «Горбушкин двор», «Царицыно» и т. п. Все они специализируются на определенных группах товаров. Узнайте больше в интернете, и отправляйтесь смотреть.
Совет. Обязательно уточните, выдает ли продавец накладные, что и сейчас большая редкость. Изучите агрегаторы вроде rinokmoscow.ru с отзывами и рекомендациями.
Возможно, вам уже сегодня нравится какой-то товар, вы сами им пользовались, и знаете о качестве. Выясните, есть ли возможность сотрудничать с производством напрямую и покупать продукцию оптом. Например, шляпы от московской фабрики Cardinal&Margo или изделия из натуральной кожи ручной работы Fotrum.ru.
Если дело касается стройматериалов, техники и подобного, изучайте даже самые неприглядные сайты, старайтесь просмотреть все страницы, которые есть. Многие производители не занимаются раскруткой своих ресурсов по разным причинам (не «видят смысла, достаточно заказов и т. д.), поэтому всегда доходите до самого конца списка.
Совет. Если вы планируете продавать товар местного производства, наведайтесь в цех или мастерскую, узнайте как можно больше о товаре, качестве, гарантиях и материалах. Так вы будете знать, о чем писать на своем сайте. Иногда ресурс производителя содержит исчерпывающую информацию обо всех тонкостях изготовления, а также видео, отзывы и образцы применения. Пример с сайта Чебоксарского стройкомбината:
Перед тем как запуститься, посетите все актуальные офлайн-мероприятия, касающиеся вашей сферы и смежных. Составьте полный список, и если мероприятий слишком много, выберите самые полезные для себя, запросите на свой e-mail или найдите программу в интернете.
Вполне возможно, что на выставке вы сможете пообщаться с теми поставщиками, у которых нет сайта (например, региональными представителями). Пообщайтесь с менеджерами компании, узнайте об условиях поставок, обменяйтесь контактами, возьмите максимум печатной информации, сделайте пометки.
Совет. Если вы заинтересовались сотрудничеством с поставщиком, выждите после выставки какое-то время. Компания могла получить много новых заказов, и вам будет уделено недостаточно внимания. Из-за этого поставщики не сразу отвечают на письма или перезванивают, в частности, потому, что вы новичок.
Посетите магазины, где продается продукция, которая вам интересна. Покупайте образцы для себя и обратите внимание на контакты дилера или производителя. Как правило, на упаковке указан адрес, телефон, иногда e-mail. Позвоните, напишите, добейтесь переговоров.
Совет. Смотрите на весь ряд подобных товаров, возможно, выгоднее будет сотрудничать с другой маркой, но следите за качеством.
Узнайте, с кем работают ваши прямые конкуренты. Иногда это можно выяснить через сайт поставщика в разделе «Где можно купить нашу продукцию» или спросить, но вам могут ответить в обмен на подобную ценную информацию.
Совет. Склад, где хранят продукцию ваши конкуренты, выбрасывает коробки в одно и то же место. Там тоже можно узнать, с кем именно они работают.
Случается так, что магазины закрываются и товары, которые остаются, продают с хорошими скидками от 50%. Так вы можете получить качественный товар по копеечной цене. Информацию о продаже товарных остатков можно узнать в интернете, от уже имеющихся поставщиков, клиентов, партнеров или просто знакомых.
Не теряйте времени, поскольку желающих может быть много. Напишите или позвоните в компанию, выясните количество единиц и условия доставки.
Совет. Уточните, не идет ли речь о банкротстве и наложении ареста на имущество. Если планируется приобретение на крупную сумму, обратитесь к юристу.
Порой снизить стоимость товара можно, только начав изготавливать его в своей стране. Проще сшить угги в Ставрополе, чем заказывать с исторической родины, Австралии или Новой Зеландии. Кроме того, можно внести разнообразие в дизайн, добавив, например, национальные мотивы или использовать альтернативные материалы.
Возможно, вы всегда хотели шить обувь, вязать носки, варить мыло и т. п. Предприятие достаточно рискованное, но однозначно для тех, кто любит работать руками и хорошо разбирается в тонкостях процесса. Историю о том, как айтишник стал производителем мебели читайте тут.
Совет. Ваш товар должен быть действительно эксклюзивным или привносить что-то новое на заполненный рынок однотипной продукции (если он таковой).
Суть: у вас есть помещение, где вы храните товар, и оттуда отправляете его клиенту.
Кому подходит?Интернет-магазину с необъемными товарами (аксессуары, гаджеты, игрушки и т. п.).
Минусы схемы: нужен склад, а это расходы на аренду и содержание. Часть товаров может «заморозиться», и их придется продавать с большой скидкой.
Суть: вы покупаете у поставщика товар, и он хранится на его территории до тех пор, пока его не купят у вас в магазине. Это экономит время на комплектации и отправке, легко управлять складом и остатками, вы можете измерить или сфотографировать товар для клиента.
Кому подходит? У вас в ассортименте мало товаров и спрос предсказуем. Ваши клиенты требуют быстрой доставки. Вы финансово можете позволить себе хранение товаров.
Минусы схемы: требуются серьезные вложения средств в оборот. Существует риск закупить товар, который потеряет актуальность. Вы платите за хранение и рискуете, если продаете скоропортящийся или негабаритный товар. Поставщик может допустить ошибку, за которую будете отвечать вы.
Суть: поставщик доставляет товар по мере получения заказов, и вы самостоятельно отправляете его клиенту. Как правило, товар доставляют к вам непосредственно перед отправкой, так что он не хранится у вас, а сразу упаковывается и отправляется клиенту (cross-docking). Так можно создать широкий ассортимент без дополнительных трат.
Кому подходит? Вы не готовы вкладывать серьезные средства в оборот. У вас нет или вы не планируете большие площади для хранения товара — только для упаковки и отправки. Ваш поставщик готов так работать и принимать возможный брак обратно. Вы не знаете наверняка, как хорошо будет продаваться товар.
Минусы схемы: не подойдет, если в вашем бизнесе клиент не готов ждать доставку дольше. Сложнее вести учет остатков и поставок. Доставка товаров от поставщика выйдет дороже. Нужно строго оговаривать время поставки, чтобы успеть отправить товар клиенту.
Бывают случаи, когда можно иметь свой склад для самых популярных товаров, а остальное отправлять силами поставщиков. К этому можно прийти спустя какое-то время работы интернет-магазина. Не путайте с дропшиппингом, но экономия на содержании склада тоже есть. Это, как правило, касается дорогих и объемных товаров.
Вникайте в поиски поставщиков максимально глубоко, и даже если кажется, что у вас 3-4 одинаковых предложения, всегда старайтесь узнать больше. Вполне возможно, что в будущем неприметное различие в условиях сотрудничества определит ваши дальнейшие отношения. Всегда смотрите на совместную работу в перспективе, и не бойтесь быть дотошным — это ваша прибыль.